Основные направления эколого-просветительской работы в Тунгусском заповеднике.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
В ТУНГУССКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ
В.А. Черкасова
Государственный природный заповедник «Тунгусский», с. Ванавара
Эколого-просветительская работа среди населения Тунгусским заповедником проводилась с момента создания отдела экологического просвещения в 1999 г. Она вписывалась в основные направления деятельности и являлась обязательным этапом в формировании позитивного восприятия вновь созданной организации местным населением.
Сотрудники отдела координируют комплекс работ по приему посетителей на базе заповедника, участвуют в проведении акций, направленных на охрану природных экосистем.
Годовая работа отдела экологического просвещения строится на основе ежегодно составляемого плана эколого-просветительской работы. В целях упорядочения проведения мероприятий имеется календарный план наиболее значимых международных природоохранных дней, таких как День Земли, День Птиц, День Воды, День охраны окружающей среды и т.д. Мероприятия, приуроченные к этим датам, сопровождаются театрализованными представлениями, в которых участвуют дети Ванаварской средней школы и детского сада (рис. 3, см. цв. вклейку). Проводятся лекции, содержание которых акцентировано на наиболее актуальных проблемных аспектах взаимодействия человека и окружающей среды. Используются также интерактивные методы работы с аудиторией, экологические игры, викторины, тестовые методы опроса. Заповедником налажено сотрудничество с Ванаварской средней школой, Вана-варской средней школой искусств, Туринской школой исскуств, Туринским домом творчества, Ванаварской детской библиотекой, Байкитской школой исскуств.
С 2000 г. Тунгусский заповедник является участником Марша парков. В рамках проведения акции проводятся конкурсы: рисунков, поделок, фотографий, сочинений. Также проводятся экологические десанты по уборке лесных массивов, находящихся в районе поселка, сбор мусора по берегу реки Подкаменная Тунгуска. К сотрудничеству привлекаются жители района. Среди организаций, активно сотрудничающих с заповедником в ходе проведения «Маршей», необходимо отметить Администрацию местного самоуправления с. Ванавара, Ванаварскую среднюю школу, Ванаварскую школу искусств, экологический кружок «Юный эколог» под руководством педагога Карелиной Нины Владимировны.
В целях воспитания у детей бережного отношения к природе с 2004 г. сотрудниками отдела экологического просвещения заповедника ведутся экологические занятия в двух ванаварских детских садах, где в игровой форме рассказывается об особо охраняемых природных территориях и необходимости бережного к ним отношения. Особое внимание уделяется знакомству с местной флорой и фауной. Каждое занятие сопровождается театрализованными представлениями, в которых принимают участие дети из кружка «Юный эколог» и сотрудники отдела. Из бесед с детьми, их родителями, воспитателями чувствуется, что у детей имеется большой интерес к этим занятиям.
В рамках популяризации деятельности заповедника через средства массовой информации налажено сотрудничество с районной газетой «Эвенкийская жизнь».
В декабре 2008 г. создан и поддерживается официальный сайт в сети Интернет, заповедник также принимает участие в наполнении информацией раздела сайта, созданного Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Отдельно необходимо отметить изготовление рекламно-информационной и сувенирной продукции с логотипом заповедника. За последние три года подготовлены и выпущены пакеты, блокноты, ручки, значки, альбомы детских рисунков.
Работа с использованием инфраструктуры заповедника проводится по двум основным направлениям, классифицируемым, как работа со школьными экскурсиями и эколого-просветительские туры.
Школьные экскурсии - однодневные мероприятия, программа которых включает знакомство с достопримечательностями Центральной усадьбы заповедника, проводимыми в заповеднике исследованиями.
Лейтмотивом информационного содержания занятий является пропаганда значимости охраны природы и бережного отношения к ней с особым акцентом на высокую роль системы особо охраняемых природных территорий в решении этих задач. Контингент школьных однодневных экскурсий сформирован главным образом учащимися Ванаварской средней школы, Ванаварской школы искусств, детьми Ванаварского реабилитационного центра, районного детского дома.
Поток экологических туристов, посещающих заповедник «Тунгусский», можно распределить по следующим категориям: научный и познавательный туризм.
Основной целью научного туризма приезжающих групп является изучение ненарушенных природных комплексов или отдельных видов биоты, сбор научного материала.
Познавательный туризм включает экскурсии и походы различной протяженности по территории заповедника, знакомство с функционированием заповедника, природными и культурными особенностями территории.
Вышеперечисленные формы туризма можно считать перспективными и в будущем, предпосылками этому является хорошая сохранность природных комплексов.
В заповеднике имеются все условия для развития познавательного и научного туризма, как российского, так и зарубежного. Территория заповедника выделяется среди всех других особо охраняемых природных территорий мира тем, что здесь, в междуречье Хушмы и Кимчу, 30 июня 1908 года произошло разрушение космического объекта, вошедшего в историю под условным названием "Тунгусский метеорит". Для ученых всего мира место падения представляет исключительный интерес как единственный на Земном шаре район, дающий возможность непосредственного изучения экологических проблем космических катастроф. Для наблюдательных людей это возможность прикоснуться к тайне века.
Ежегодно в заповедник поступает большое количество заявок, как от иностранных, так и от российских граждан, желающих посетить место падения космического тела, но по мере общения большинство групп отказывается от посещения в связи с высокой стоимостью проезда. В среднем в год территорию заповедника посещает 3-4 группы (как туристические, так и научные).
На территории заповедника с мая по сентябрь функционирует 3 экологических маршрута: 1 пеший, 1 смешанный и 1 водный
В течение нескольких последних лет ведется накопление научных материалов, характеризующих биоразнообразие растительного и животного мира заповедника (гербарий растений, чучела животных, фотографии природных объектов, редкие палеонтологические и археологические находки) и этнографических материалов для создания музея природы
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь